Белый город – Удайпур

  Мы с Кирой благополучно добрались до Удайпура. Перевод названия с санскрита «Город восхода Солнца». Поселились врозь: мне достался чудесный номер в отеле «Миранда»; с кроватью, стоящей в эркере окне, с настоящей ванной, каждый вечер полной горячей воды, а независимая Кира выбрала старинный отель «Лал гат»: красные ступени на санскрите. Он без особых удобств, но с крыши открывается великолепный вид. Дворцы цвета слоновой кости отражаются в тихой зазеленевшей воде озера Пичола. В «Лал гате» была интересная компания космополитов.

  Торговцы страдали: зажиточных европейских туристов было мало, так как наполовину пересохшие озёра считались путешественниками недостаточно живописными. Лишь израильские дембели прибывали, казалось, повзводно.

  Невозможно прекрасный и изумительно романтический город Удайпур находится в такой загадочной географической точке штата Раджастан, что иногда там по пять лет не выпадает ни капли дождя.

belii-gorod_1

Муссоны не доходят. И за некоторое количество тысячелетий  махараджи придумали; когда народ мрёт с голода, то открываются «закрома родины» и каждый крестьянин, кто копает мотыгой котлован под озеро или работает на строительстве дворца, получает в день миску риса. В Удайпуре красивые озёра. В центре некоторых на искусственно созданных островах сады и экзотические дворцы.

belii-gorod_2

Сейчас там находятся дорогие рестораны и отели, куда можно попасть только на лодке.

  Отель «Миранда» мне помог найти шестнадцатилетний мальчик Раджеш, талантливый художник самоучка. Он каждый день заходил и показывал  рисунки.

  Между нашими отелями, возвышаясь над площадью-прекрёстком, стоял древний Джагдиш Мандир, посвящённый Джагоннату. К храму надо было подниматься по высокой лестнице, по сторонам которой, стоят каменные слоны. Под брюхом правого слона много лет жил один и тот же садху – благородный седобородый старик. Он приветствовал людей, поднимающихся в храм, подняв ладонь. Монах с благодарностью принимал подаяние – я угощала его бананами,- но никогда ничего не просил.

belii-gorod_3

  Внешние стены и высокая башня украшены великолепной многоярусной резьбой. Танцующие небесные красавицы АПСАРЫ, что значит «вышедшие из воды». Они появились, когда боги и демоны пахтали океан. Изображения из жизни Кришны, гарцующие всадники, многочисленные слоны, фигуры Вишну покрывали каждый квадратный метр храма. Статуи на нижних ярусах были искалечены мусульманскими завоевателями. У слонов отбиты хоботы, у лошадей и всадников головы. belii-gorod_4Красота, разбитая и обезображенная людьми и временем жила и сегодня, пронеся через тысячелетия властную удивительную силу. Древние мастера создали искусство вечное,  в своей неистребимости, как периода, говорящее о великой цельности мира.

  У подножия лестницы – поломники-пастухи. Их чалмы, показались мне райскими цветами, а их разукрашенные лошади и верблюды сказочными животными.

belii-gorod_5В гриву здоровой, красивой кобылы были вплетены ленты, а между ушами великолепный султан, казался распустившимся цветком. Когда она встряхивала гривой, звенели мелкие бубенчики, вплетённые в гриву вместе с разноцветными лентами.

  На площади шум, гам, звон и крик. Причудливо раскрашенные автомобили, неистово гудели, преодолевая затор. Пешеходы пробирались между ними с ловкостью канатоходцев. Велосипеды пробовали проскочить сбоку грузовиков, которые со свирепым рёвом устремлялись вперёд. Громыхали мотоциклы, тесня скутеры.

  Мы заходили в храм ежедневно, но Киру угнетала, то ли грязь во дворе, то ли средневековое изуверство братьев по вере. И она взяла на себя чистоту храма. Тоненькая девушка по утрам босиком подметала каменные плиты.

belii-gorod_6

  Внутри алтаря находится мурти Джагоннатха из чёрного камня, и женщины прихожанки каждый день пели мантры во время ПУДЖИ – ежедневного ритуала поклонения божеству. Напротив храма в небольшом святилище стоит бронзовое изображение коленопреклонённого ГАРУДЫ, получеловека-полуптицы. Вишну использует его в качестве любимого средства передвижения.

   Удайпур сказочный белый город постепенно открывал нам тайны.

 Владелец оружейной лавочки был из касты потомственных мастеров кольчуг и холодного оружия. Он рассказывал Кире секреты изготовления булатных мечей с узорчатыми лезвиями и показывал нам русский журнал с фотографиями своих изделий: мечей и кинжалов, вывезенных в Москву.

  Красавец-модельер, работавший в Милане и Венеции,  вернулся на родину в маленькую тёмную лавку, после смерти дедушки. Ему пришлось как наследнику возглавить семейное дело. Он теперь простой портной. Я решила заказать шёлковые рубашки в подарок сыну и по привычке стала отчаянно торговаться, но… европеизированный портной обиделся и вызвал по телефону друга, единственного человека умевшего в Удайпуре говорить по-русски.

  Через пятнадцать минут к дверям портновской лавки подъехала блестящая новая машина. Из неё вышел высокий широкоплечий мужчина.

  Доктор Виджай – владелец клиники, получил медицинское образование на Украине. Шесть лет жил в городе Винница. Он обожал русскую и украинскую кухню, с тоской вспоминал наваристый борщ и нежный вкус картофельного пюре. Виджай был счастлив пообщаться на русском языке. Мы приняли его приглашение съездить в молодёжное кафе в новом Удайпуре. Однако, когда стали садиться в его дорогую машину, то вдруг из ближайшей подворотни на него стали грубо кричать какие-то люди. Виджай побледнел, отвёл глаза, и стал неловко извиняться перед незнакомцами. В машине он объяснил, что не должен был заезжать за нами и предложил впредь встречаться на мосту. Между старым и новым городом. Оказывается, как богатый человек из хорошей касты, с точки зрения бедных жителей старого города он не имел права катать нас на машине бесплатно, угощать в кафе и дарить подарки, отбивая хлеб у рикш и торговцев. А на мосту нейтральная полоса.

-Ира, ты представляешь, торговцы, оказывается, относятся к нам не как людям, а как к собственным овцам, которых стригут!- первой открыла горькую истину Кира.

   На узком перекрёстке, создавая очередной затор, иногда появлялся разряженный слон с погонщиком. И туристы оплачивали короткую прогулку на слоне по узким улицам, разглядывая город с уровня второго этажа. Кто-то из многочисленных друзей Киры перед поездкой поставил её перед сложной задачей, –

– У меня всё есть и ничего не надо, лишь привези мне из Индии волос слона!

Выполняя просьбу, Кира честно пыталась договориться с погонщиком, но он запросил несусветную цену за единственный волосок, как будто тот был из чистого золота! Хотя жестких щетинистых волосков на элефанте не сосчитать. Кроме кисточки хвоста,  они торчат на лбу  в округ глаз и ушей, много их на серой спине. И была продумана удачная «военная операция» по отпиливанию гигантского волоса маникюрными ножницами, пока погонщик занят разговором с потенциальным клиентом.

belii-gorod_7

   Мы съездили с Кирой на маленьком местном автобусе, курсирующем между селениями в горах, в храмы к джайнам в Ранакпур.

   Одну из индийских религий основал тот, кому позже дали имя Махавира – Великий герой или Джина – победитель. Я легко узнаю его скульптурные изображения. Известно, что у него была необычная особенность телосложения. Очень длинные руки, что и зафиксировано скульптурными канонами.

belii-gorod_8

  Махавира родился за шестьсот лет до рождества Христа. Был богат, женат на дочери правителя царства Калинга. А в тридцать лет он стал аскетом. Искал свой путь, как и Сидхартха Шаьямуни. Странствовал по Индии, истязал плоть, медитировал, участвовал в диспутах о сущности Бога. Первые годы он одевался, потом сбросил и последний лоскут. Получив просветление  свыше, учил своих последователей джайна-дхарме «Ученью победителей», то есть, как победить свою карму и выйти из круговорота жизней и смертей.  Тот, кто достигает немыслимых  высот на духовном поприще, получает звание ТИРТХАНКАРА – перевозчика, паромщика через «океан бытия».

  В начале нашей эры джайны распространились и по Южной Индии. Разделились на две ветви. Южане принимали обет наготы и назывались ДИГАНБАРЫ, то есть «одетые в ветер». Существуют и другие объяснения – «одетые в небо» или «одетые в четыре стороны света». Джайны северяне назывались ШВЕТАМБАРЫ – «одетые в белое». Носили одежды такие же, как и в древности, то есть в виде несшитых белых кусков ткани.

  Обеты джайнов суровы. Не только вегетарианство. Запрещены грибы (считаются животными) и подземные овощи, так как при выкапывании их можно повредить червячков. Воду надо процеживать, чтобы не проглотить нечаянно живое существо. На лице марлевая повязка чтобы в рот не влетел комар или мошка. Дорогу перед собой они подметают  метёлкой, чтобы не раздавить ни одного муравья. Метёлка из перьев павлина, так как они считают, павлина  целомудренной птицей. По версии джайнов, которую мне рассказал в Сарнатхе молодой джайн, оплодотворение у павлинов происходит после того, как самка склёвывает слезинку, выкатившиюся из глаза самца. Спят джайны только на одном боку, не поворачиваясь, чтобы во сне не  придавить геккона или паучка. Учатся контролю сна несколько лет.

  Из-за строжайших ограничений многие профессии для джайнов не возможны. Община джайнов в Индии маленькая: всего 4 миллиона, меньше по численности только ПАРСЫ-зороастрийцы. Но весьма состоятельная, и в древности, и сейчас. Они  всегда занимались деньгами и ростовщической деятельность. В храмах всегда обилие огромных железных сейфов для сбора милостыни.

 Комплекс джайнистских храмов – чудо в мраморе – находится в отдалённой долине  гор Аравелли. Дорога серпантином идёт по склонам гор. Изумительный кружевной храм завораживает узорчатой резьбой. Главное здание уникально – стоит на 1444 колоннах, но ни одна из них не заслоняет статуи тиртханкара, которая просматривается со всех сторон.

   Католическое Рождество мы встретили в церкви у индусов-христиан. На стене зала  фреска: в распустившемся цветке лотоса сидел Иисус Христос, сложив ноги, как йог. Он благословлял верующих открытой ладонью – привычным  символическим жестом МУДРОЙ. Так  руку поднимают странствующие садху. Во время службы паства сидела босиком  на циновках, и темнокожие христиане и туристы. Под ритм таблы дружно распевали рождественские гимны с весёлыми интонациями болливудских фильмов.

 Христос, конечно, был в Индии. Рядом со мной.

 А на Андоманских островах разразилось цунами и, может быть, я могла бы погибнуть, оказавшись на побережье…

  В лавочке хитрого и обаятельного антиквара Гордона я часами пила чай с подозрительными сластями. На базарной улице рядом в открытых котлах кипел сироп. Котлы  не мыли со времён основания лавки. Кондитеры варили карамельные спиральки ДЖАЛЕБИ и готовили самый вкусный ГУЛАБ ДЖАМУЛ.

belii-gorod_9

Мы ели с Кирой утонувшие в ароматном розовом сиропе сладкие шарики. У антиквара были зелёные колдовские глаза. Он рассказывал мне о йоге и о магических ритуалах привлечения денег…

  Однажды Кира вернулась в Удайпур. Она нашла любовь и работу. А мне понравилось приезжать на пару недель каждый сезон.

Updated: 19.04.2015 — 21:23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + 6 =

YOGAMAYA © 2018