«Лягушка, она же – жаба» в ашраме Саи Бабы

Когда- я в первый раз приехала в город  Саи Бабы, то уже знала, что Индии, как страны, в общем, и нет, а есть Великая БХАРАТА от слова «бха» знание и имени «Рати» – страсть, ипостась любви. Имя Рати носит жена бога любви Камы. Бхарата – страна, людей любящих знание.

Я не была поклонницей Саи Бабы, но хотела знать.

liagushkaona-ghe-ghaba_1

Подружилась с Лелей из Киева. Кира, приехала позже.

Встречались мы в аут сайте ашрама – в «Русском кафе». Надо пройти по главной улице в сторону почти пустого русла пересыхающей реки, потом налево, не реагируя на приехавших за заработком попрошаек, подняться по лестнице к «Дереву желаний», но не дойдя до середины, сойти со ступенек и… Вот оно! Да-да, трогательная в чистенькой нищете халупа. Пара столиков, четыре разномастных стула, полка с книжками, картины. Вместо крыши тент от солнца. Без окон и дверей, с одной лишь задней стеною и маленькой кухонькой и есть – знаменитое у нашей диаспоры  – «Русское кафе».

Держись, мой читатель – о, неизвестный герой! Ты смог оценить замысловатый адрес – привычный набор ориентиров  для  Путтарпати? Любой андеграунд говорит на кодовом языке, дабы отличать в тусовке своих адептов от чужаков.

В Русском кафе, на кафе не похожем, можно поесть гречневую кашу и вполне съедобную пародию на борщ, почитать книги на родном языке. Даже детективы. Согласно очередной легенде, один из русских миллионеров, приезжающих сюда, подарил деньги двум братьям, приехавшим из соседнего штата с условием, что цены для русских клиентов в кафе не будут расти. Несмотря на обилие, развешенных по стенам лачуги примитивно живописных портретов Бабы, здесь можно отдохнуть от атмосферы легкой шизофрении ашрама.

Украинка  Леля сидя в Русском кафе, и дожидаясь пока Балу (не медведь из мультика про Маугли, а один из братьев) принесет слоёную лепёшку ПАРОТХУ,  часами болтала со мной. Ежедневно, по кусочкам, она рассказывала о неудачном коротком браке в Израиле и ежезимней жизни в ашраме с мамой, преданной поклонницей Саи Бабы. Много надежд у созревшей киевлянки, предвкушений, пока несбывшегося семейного счастья.

Леля, надеюсь, что у тебя судьба сложилась хорошо.

Мы ездили гадать к астрологу-брамину Нагонанде. Индийская астрология – ДЖЙОТИШЬ – очень сложна и намного древнее европейской школы. Считается, что влияние окружающего и, конечно сверхкрупных объектов, таких как планеты и звёзды действует на нас напрямую. Вселенная рождает нашу судьбу своим дыханьем. При положительном воздействии она помогает человеку полностью раскрыться и реализовать то, зачем его джива пожаловала в мир. Но узость мышления, ограниченность сознания может исказить предназначение. Джива свободна выбирать бесконечное количество вариантов будущего, но отсутствие реализации лишит человеческую жизнь смысла, вложенного Божественной Вселенной и… возможно сбудется мрачная перспектива – устранение бесполезного или вредного элемента. Однако правильно сделанный гороскоп помогает найти единственно верный путь.

Высокий, вежливый брамин Нагонанда после ритуала разговаривал со мной и приглашал пожить на фамильной территории. У него были прикормлены  кошки, собака, и даже пара оленей, павлины. За живым хозяйством двадцать лет ухаживал русский из Уфы, живущий без визы нелегально. Увы, после смерти Нагонанды его русского слугу мгновенно выслали из страны.

Задолго до печальных событий, мы с Лелей ходили ежедневно заниматься йогой на крыше в институт доктора  Рао, а, возвращаясь, болтали и сплетничали…

Через год, очень уставшая в очередном изматывающем путешествии я, глядя на карту, поняла, что ближайшее место, где я могу отдохнуть, поесть, наконец, хорошей европейской еды, а то на рисе, дале и чапатях «далеко не уедешь», Путтарпати, всего то один день езды на локал басе.

И первая встреча в толпе у главных воротах ашрама – Леля. А первый вопрос – «Что? Замуж не вышла?». Рассказав ей, что у меня приключилось за год, я обсуждаю с ней последнюю местную «телегу» – это… волшебная лягушка.

На ухоженной территории ашрама нет проблем. Подстриженный газон, чистые дорожки, магнолии в цвету, розы, гибискусы, бугенвиллии.

С точки зрения уважаемого бывшего хиппи, а ныне гражданина мира – Б.Г.; здесь для нас всё родное, уж  очень устроено по-советски.  Симбиоз  пионерлагеря и недорогого санатория для тихо помешанных. Под высказыванием Гребенщикова, я с удовольствием подпишусь. За порядком следят служители ашрама – СЕВАДАЛЫ. Они носят галстуки, как в пионерлагере, только не красные, а цветные. Для тысяч паломников, в нищей провинции, на бесплодном каменистом плато возник как мираж новенький городок.

Огромный ашрам.

liagushkaona-ghe-ghaba_2

Величественный зал собраний – МАНДИР. Новенькие, с иголочки, аэропорт и железнодорожный вокзал для правительства, наведывающегося посоветоваться с Живым Богом. Гестхаусы и отели, рестораны и кафе, дешевые едальни для бедных, жилые кварталы, огромный госпиталь, музеи и институты, школы и библиотека, книжные магазинчики…

liagushkaona-ghe-ghaba_3

Кто скажет, что это не волшебство материализации, пусть, первым попробует бросить в меня камень. И главное необъяснимое чудо – здесь, и только здесь в Индии, в маленьком городке местные жители моют окна!!!

liagushkaona-ghe-ghaba_4Иногда Саи Баба выезжает с территории в другой город и тысячи людей стоят вдоль улочки в надежде поймать его взгляд. Без строгих севадалов и охраны никак не обойтись. Боюсь, что преданные снесут машину вместе с гуру. Теперь я знаю, какая удача, что повезло мне родиться московской девочкой, а не индийским святым. Страшно к таким людям на даршан выходить: у многих страстных поклонников во взгляде «ПОРВУ НА КУСОЧКИ». Лишь бы себе добыть чудо, лишь бы никому другому не досталось.

liagushkaona-ghe-ghaba_5

Толпы искателей духовной истины в благообразных светлых развевающихся одеждах, годами слоняются по ухоженным дорожкам в тени деревьев, среди цветущих бугенвиллий, олеандров, розовых кустов и от продолжительного безделья сочиняют сплетни и фантастические «телеги». Русских  в этом стаде с каждым годом все больше и отметь, мой друг, никто из них не работает. Дамы, естественно, одинокие (какой же нормальный мужик бабу из дома за духовностью пустит!). Собираясь пёстрыми стайками у киоска с ice cream, с некоторой разочарованностью, они друг другу повествуют, что раньше то, Саи Баба чаще выходил к преданным, и желанья чаще выполнял, ювелирные изделия с изумрудами материализовывал, а не только священный пепел-ВИБХУТИ. Особенно везучим даже мужей «выдавал», а ныне времена другие.

liagushkaona-ghe-ghaba_6

Другие времена, другие песни. Седой Анатолий из Пятигорска, известный старожил, раскрыл мне и Кире очередную «экзистенциальную» отгадку тайны Вселенной.

Внимай, оказывается, если хочешь получить мужа то, надо поймав момент, чтобы севадалы не просекли и не пресекли  безобразное нарушение правил, залезть в очаровательный декоративный бассейн на территории ашрама и … ПОЦЕЛОВАТЬ  монументальную лягушку. Легенда гласит, что после сего блистательного подвига любая особь женского пола удачно выйдет замуж.

Девушки и дамы, не спешите покупать визы и авиабилеты!

Корни же этой легенды почему-то нисходят не к Саи Бабе, а к другому, с моей точки зрения, спорному гуру. К знаменитейшему среди состоятельных белых и индусов, в штате Махараштра, в городе Пуне, Раджнишу Ошо. На вопрос о том,  «Чем Вы, все-таки, занимаетесь?» Ошо ответил: «Целую лягушек». Взаимосвязи между высказыванием  покойного Ошо и местной ландшафтной скульптурой Толик не объяснил. Леля переживала и не могла решиться на героический абордаж лягушачьего бассейна. Кира язвила и саркастически хмыкала. Мне же после браков и разводов терять было нечего.

Надежда – глупое чувство. Испытательный тест пройду я.

Вечером, без десяти минут девять по правилам ашрама, гости должны разбрестись по комнатам для надлежащего отхода ко сну. Надо успеть.

Не сняв рубашку, я мокну по пояс в воде. На стрёме от севадалов, меня и мои джинсы (не хочу их мочить в мутной непроточной воде) сторожит, саркастически улыбаясь, Кира. Раздвигая водоросли, пугая маленьких декоративных рыбок  и  пугаясь сама: а может тут и змейки имеются, вдруг еще и ядовитые, пробираюсь к лягушке и почтительно прикладываюсь к ее бетонной морде поцелуем.

liagushkaona-ghe-ghaba_7

Через год, в делийском  международном аэропорту имени Индиры Ганди я слышу: «Ира, Москва! Что! Как? Замуж не вышла?» И думаю, я ведь всего пять минут на благословенной земле Бхараты, знакомых нет. Ох, верно с недосыпа меня встречают свежие оригинальные галлюцинации. Не угадала.

Я увидела Лелю. Самолет из Киева приземлился на полчаса раньше моего. Леля с мамой ждали багаж.

А может быть, встречу веселые Ангелы подстроили?

Леле позарез надо было узнать, сработал ли для меня волшебный поцелуй лягушки? Лезть или не лезть в пруд? Вот в чем вопрос. Куда серьёзней, чем у датского принца.

«Жаба и есть жаба, что хорошего можно ожидать от жабы» – отвечаю я, – «Мужик косяком пошел, а замуж – ну, уж нет, выходить не за кого. Если подождешь со мной у выхода, увидишь тридцатилетнего индуса юриста. Он приедет за мной на джипе. Только брак не подразумевается, его высоко кастовая семья  никогда бы ни разрешила. Они не затем оплачивали его образование в Англии, что бы отдать безродной русской».

Да, так обстоят дела с неравными браками в современной Индии. Так что, романтичные фантазерки забудьте фильмы, махараджи – миллионеры не для Вас.

А индийских святых, творящих чудеса в современной жизни, настоящих садху, я люблю и уважаю. Они дают возможность прикоснуться нет, не к Богу, конечно, но хотя бы к идее его постижения, здесь и сейчас, на скучной материальной земле. Согласно традиции индуизма я с глубоким почтением встаю на колени «дабы, получив позволение, коснуться дорожной пыли на их лотосных стопах».

liagushkaona-ghe-ghaba_8

Во время посещения ашрама Саи Бабы и первых походов на его даршан в мандир, что бы придать многочасовому ритуалу осмысленности, я хотела поймать взгляд Бабы. Я,  девушка давно взрослая,  конкретная и материальная. Хочу разглядеть как можно лучше его лицо и получить свое (без книг и чужих рассказов) собственное представление о нем, как о личности. Божественной или человеческой. На аудиенцию наедине и исполнение желаний я (скромница этакая), видя многотысячную толпу, не рассчитывала. Туда, годами приезжали издалека люди больные, парализованные и с тяжелобольными детьми. Если, кому и необходимо чудо, то им, страдающим от боли калекам, а я, что… так – проездом.

Ожидая появления Саи Бабы, я часами сидела на женской половине мандира, разглядывала сари и украшения соседок, а под потолком на хрустальной люстре, не обращая внимания на толпу людей, нежно переговаривались грудными голосами сизый голубь с голубкой.

liagushkaona-ghe-ghaba_9

Толпа вздохнула и заволновалась: в сопровождении охраны появился Саи Баба.

Но четко увидеть черты лица и выражение глаз, не получалось, мне казалось, Баба отворачивается. Перед глазами плывет, и резкость меняется наяву,  как во сне или на экране испорченного телевизора. То ли старый, то ли молодой.…

liagushkaona-ghe-ghaba_10

А, может быть, раздав  поклонникам растиражированный миллион раз портрет, старик потерял  истинный облик, и не дано его разглядывать ни кому? Кто же отражается по утрам в его зеркале? Я спрашивала у старожилов ашрама, что это значит. Получала ответы: «Ты не достойна светлого взгляда   Бабы», «сознание у тебя грязное» и тому подобное.

Лелина мама, милая немолодая дама, искренне меня уверяла, что Баба может прийти во сне и все объяснит сам, если нужно. Но, чтобы получить ДАКШИНУ-благославение (в осознанном сновидении) надо стать фанаткой.  Надо бесконечно молиться ему, мечтать и думать только о нём, а это не про меня.

Не обоснованный поток  информации меня не удовлетворил, и я отправилась дальше.

Мне казалось, что подобные сны заказаны сновидцами и если целыми днями медитировать на фото Саи Бабы, привидится, что угодно с его участием. Я выбросила из головы, есть проблемы насущные, чем удовлетворение любопытства.

Но не тут- то было.

Через пару месяцев за три дня до возвращения в Москву. Сезон спелых манго: на каждом углу Пахарганжа телеги с грудами благоухающих нежных плодов – май в Дели.

В дешёвой, которую только смогла найти, комнате, из сломанного душа течёт тонкой струйкой ржавая вода, на стенах грязь, на предметах слой пыли и крошечное зеркало с растрескавшейся от старости амальгамой на стене. Продавленный матрац, сырая простыня, твёрдая подушка. Маленький гестхаус на Майн Базаре, на улочке пыль и смог. Окна нет, вместо него, под потолком зарешеченное отверстие вроде амбразуры дзота, предназначенное скорее для ведения обороны, чем обозрения окрестностей переулка. Если случиться сидеть в осаде – вражеская пуля  не попадёт.

Пересохшая пыль была везде: на коже, одежде, в ушах, в волосах. Я выхожу на улицу, завязав лицо влажным шарфом – так легче дышать. А в комнатке… В Индии во многих местах даже не знают о том, что пыль можно вытереть или смыть. Стремление к чистоте, к тому, что цвет простыней после стирки не должен быть серым или жёлтым, для среднестатистического индуса – дикость.

Можно рассчитывать лишь на смахивание коридорным мальчиком сантиметрового слоя пыли. Странными непривычными движениями, бой хлопает по столику грязным носовом платочком. Пыль взмывает с одной поверхности, чтобы медленно опуститься на другую. Я дышу пылью. Везде и на улице и в комнатёнке. Мне начинает казаться, что пересохли и потрескались не только губы, а бронхи и лёгкие.

Господи, в Москве неделю, лучше две, не буду отходить от ванной. Буду в ней жить, отмокая, не вылезая из чистой воды, слушать тихую музыку, есть что-нибудь вкусное, пить чай, читать книги на русском…

В моей ВАННОЙ! Полной чистой воды!

И душной ночью под мерный шум вентилятора и доносящийся с улицы постоянный перебрёх собак, мне снится сон.

Внутри дворцового интерьера я вижу, что на некотором расстоянии незнакомец в оранжевом ШАФРАНОВОМ одеянии, символизирующем отречение. Лицо в рамке мелко кудрявых черных волос и я догадываюсь, что это Баба. С хитрой улыбкой святой говорит  – «Ты хотела разглядеть мое лицо? Хотела узнать, кто я такой? Смотри».

Да, уж! Вот так всегда! Когда я совершенно не готова, please welcome –  исполнение желаний! Какая разница во сне или наяву. Чудо не предупреждает, где и когда придёт. А я то, дура недоверчивая, не приготовила мечты посерьёзней! Вопроса не нашла важней!

И так всю жизнь!!!

И я, зачарованная, смотрю очень долго, и не отрываясь. Лицо все время меняется. Узнаваемые черты, сливаются, перетекают в другие. Быстро как языки пламени в костре, текут, как вода в стремительной реке… Пытаюсь запомнить. Идут чередой лица:  Иисус, Божья мать, Дьявол, Шива, Кришна,  Будда,  многие православные святые, индийские учителя, кто-то в чалме, может гуру-сикх Нанак, а может быть из мусульманских дервишей-суфиев… я не знаю. Очень разные лики в раме пышных темных волос. Перетекание форм останавливается.

Мне интересно – «Кто же остался. Чей лик я смогу рассмотреть? ». И вижу в длинной оранжевой тоге, лохматого своего сына. От неожиданности, во сне ничего не могу  сказать. Но почему-то очень громко думаю – « Ага. Выходит мой сын теперь работает Саи  Бабой, боюсь, он будет слишком занят, теперь мы будем видеться еще реже, чем раньше».

Хотела всерьез, а не вышло, получилось то ли старина Зигмунд, то ли анекдот. Тяжкое тысячелетие – КАЛИ ЮГА, диктует мне ернический стиль.

А мой, еще глупый, шестнадцатилетний  «ребенок», детина почти двух метрового роста, встречая меня со своей девушкой в Шереметьево, он, как только услышал мой торопливый пересказ волшебного сна, оглянувшись на такую же юную подругу,  приосанился и произнес – «Да, я такой. Я – бог секса».

Ну-ну.

P.S. Тело Сатьи Саи Бабы умерло 24 апреля 2011 года в 7 часов 40 минут по индийскому времени в связи с сердечной и дыхательной недостаточностью. Согласно календарю народа ТЕЛУГУ  (штат Андхра Прадеш) он прожил 96 лет.

Updated: 19.04.2015 — 21:38

1 Comment

Add a Comment
  1. vsem privet 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + тринадцать =

YOGAMAYA © 2018